Главная Наш храм Наш храм Труд и молитва - две родные сестры, и у них не должно быть никаких конфликтов и противоречий.

Труд и молитва - две родные сестры, и у них не должно быть никаких конфликтов и противоречий.

Еще одна картина на Евангельский сюжет украсила наш храм.

 

Евангелие от Луки, Глава 10, стихи 38-42.

" В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его.  Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.  Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё."

"Одно селение", в которое вошел Иисус, по-видимому, Вифания — селение расположенное на одном из склонов горы Елеонской, вблизи Иерусалима. В Марфе и Марии, которые приняли Господа, легко узнать сестер любимого Господом Лазаря, о воскрешении коего повествует св. Еванг. Иоан в 11 гл. Обе они являются здесь с теми же качествами, какие описаны у св. Иоанна: Марфа отличалась живым и подвижным характером, Мария — тихой и глубокой чувствительностью. Приняв Господа, Марфа начала суетиться с приготовлением угощения; Мария же села у ног Иисуса, слушая Его. Видя, что ей трудно справиться одной, Марфа обратилась к Господу как будто с упреком, из которого ясно видны дружеские отношения Господа к ее семье: "Господи, или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? Скажи ей, чтобы помогла мне". Оправдывая Марию, Господь ответил Марфе с таким же дружеским упреком: "Марфа, Марфа, ты заботишься и суетишься о многом; а одно только нужно. Мария же избрала благую часть, которая не отнимается у нее".

Смысл этого упрека тот, что усердие Марфы направлено на скоропреходящую суету, без которой можно обойтись, а Мария избрала то, что единственно нужно для человека — внимание Божественному учению Христову и последование ему. То, что Мария приобретает, слушая Господа, никогда не отымется от нее.

(c) Архиепископ Аверкий (Таушев)

"На зачало о Марфе и Марии." проповедь протоиерея Димитрия Смирнова.

Сегодня мы слышали всем нам знакомое евангельское зачало о Марфе и Марии. Этот отрывок из Евангелия от Луки читается в церквах уже сотни лет на все Богородичные праздники. А так как слово Евангелия неоскудеваемо, каждое новое поколение христиан на протяжении всей своей жизни черпает оттуда все новые и новые сокровища Божией премудрости.

Пришел Господь в некое селение, где жили две сестры, Марфа и Мария. Зайдя к ним в дом, Он, по Своему обычаю, стал проповедовать Евангелие Царствия Божия. Марфа скорее бросилась хлопотать о приеме дорогих гостей, "заботилась о большом угощении", а Мария села у ног Учителя и, забыв о своих обязанностях хозяйки, стала внимательно слушать. Марфа, естественно, возмутилась, и ее раздражение распространилось и на Самого Иисуса Христа: "Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? cкажи ей, чтобы помогла мне". Что, дескать, она тут расселась, не видит разве, что гости пришли, что надо и воды подать, и еду приготовить, да и постели застелить? Господь же "сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно".

И хотя эти женщины жили почти за две тысячи лет до нас, их душевные проявления свойственны и нам. В каждом из нас есть и Марфа, и Мария. Марфа - наша многопопечительность о материальном плане бытия, а Мария - это стремление нашей по природе своей христианской души припасть к стопам Спасителя и слушать Его слова. И вот здесь часто происходит разлад. К сожалению, Марфа пытается каким-то образом подавить Марию. Как часто наши заботы, суета отодвигают на задний план, теснят молитву, духовное чтение, помощь ближним. Мы все устраиваем, покупаем, лечимся, копим... Так много дел, что и лоб вроде некогда перекрестить.

Подумать, какие страшные слова: "некогда помолиться". Ведь время, которое человек провел вне молитвы, назидания Священным Писанием или чтением духовных преданий, вне исполнения заповеди Христовой, безвозвратно потеряно. Это время человек не живет, ибо жизнь, с точки зрения христианской, есть общение с Богом, молитва в широком значении этого слова. И если человек не обращается к Богу, не предстоит Ему непрестанно, тогда его жизнь превращается в полную бессмыслицу, так как цель жизни - богообщение, а жизнь без цели пуста, как цветок без завязи - пустоцвет. Поэтому если человек теряет память о Боге хотя бы на секунду в течение дня, то эта секунда прожита зря.

Надо ли трудиться? Надо! Это повеление Господне. Нужно ли кормить семью, воспитывать детей? Непременно, ибо апостол говорит: "Кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного". Труд, наша земная жизнь, наши земные старания не есть что-то богопротивное. Что же противно Богу в высказывании Марфы, почему мы слышим в словах Спасителя хотя и ласковый, но все же укор? Потому что она пытается ущемить духовное стремление.

Но не случайно Марфа и Мария родные сестры. И без телесного труда никакой чисто духовной жизни быть не может. В этом нам дают пример все святые, которые были величайшими тружениками. Поэтому, если человек ленится содержать дом в чистоте, ленится отдавать силы воспитанию детей, ленится работать, эта лень так же вредна, как и лень к молитве, к чтению книг духовных, лень к совершению добрых дел.

Труд и молитва - две родные сестры, и у них не должно быть никаких конфликтов и противоречий. "Сие надлежит делать, и того не оставлять". Необходимо, чтобы Марфа и Мария в нашей душе жили как родные сестры, то есть весь наш обыденный труд надо стремиться превратить в духовное делание. "Едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию". Тогда молитва наша не прекратится, тогда и в домашних хлопотах мы будем Богу предстоять, а вся наша жизнь превратится в непрестанное богослужение. Мы будем Богу служить и мыслями, и словами, и делами - всей своей жизнью, каждым своим вздохом. И пока этого не произойдет, в нашей душе будет постоянный конфликт между Марфой и Марией.

Господь - Создатель красоты, гармонии. Прекрасна вселенная, изумительно красива Земля, каждый клочок ее, великолепны животные, птицы, насекомые. Прекрасен был человек до грехопадения, сотворенный как соработник Богу в создании красоты. Но человеку, отпавшему грехом от Бога, чтобы создать что-либо прекрасное, помимо таланта, данного Богом, нужно употребить очень много труда. Симфонию сочинить - труд, роман написать или картину - труд, дитя воспитать, дом построить, хлеб вырастить, ближнему помочь - все труд. Но самый большой труд - труд духовный по воссозданию с помощью Божией утраченной внутренней духовной красоты и гармонии.

В достижении этой гармонии и единства между Марфой и Марией, пребывающими в нашем сердце, и состоит правильное духовное устроение и подлинная христианская жизнь. Аминь.

Крестовоздвиженский храм, 1984 год

 

Новости

19 августа Глава Чувашской Республики Михаил Игнатьев провел совещание с активом Янтиковского района, так же на собрании присутствовали протоиерей Александр Ермолаев благочинный 2-го округа и протоиерей Георгий Петров духовник Канашской епархии. На совещании были обсуждены итоги социально-экономического развития муниципалитета за I полугодие 2016 года.

Икона дня


Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет