Главная Статьи Статьи Великая Святыня Крест-мощевик с частицей Ризы Господней

Великая Святыня Крест-мощевик с частицей Ризы Господней

История обретения

Чудесны и непредсказуемы пути Промысла Божия, являющего святыни, запечатленные именем Самого Спасителя нашего Господа Иисуса Христа. Его таинственному деянию можно отнести незамысловатую и тем удивительную историю второго рождения» креста-мощевика.

Не сохранилось ни одного прямого исторического свидетельства, рассказывающего о его происхождении и судьбе. Быть может, в анналах истории Владимирской земли есть его отголоски. Самым значительным и определяющим остается свидетельство о непрерывном нахождении мощевика в лоне Церкви Христовой. Эта, воистину, богохранимая святыня не претерпела ни музейного пленения, ни осквернения в годину лютых гонений. Многие годы благоговейно сохранялась она в семье православных христиан во Владимирской области. Вероятнее всего, желая сберечь святыню от поругания, ее благочестивые обладатели сокрыли ее среди домашней утвари. Известно то, что в 70-е годы XX века благочестивая прихожанка передала священнику местного прихода протоиерею Димитрию Нецветаеву старинную утварь, среди переданной утвари находился старинный самовар. Долгое время он не привлекал к себе никакого внимания и, как позднее раскрылось, хранил святыню Самого Спасителя - частицу Ризы Господа Иисуса Христа. Имя женщины, пожертвовавшей домашнюю утварь, уже не известно, но ведомо Богу.

В 2006 году крест-мощевик был найден. Долгие годы он хранился у православных священнослужителей – в большой священнической семье протопресвитера Димитрия Нецветаева. Сам отец Димитрий нес многолетнее священническое служение на различных православных приходах не только в России. В начале 80-х - конце 90-х годов он исполнял возложенное на него церковное послушание, будучи экзархом Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Александрийском. Большая священническая семья, в которой кроме благочестивого родителя семеро сыновей получили дар благодати священства, неожиданно для себя узнала, что стала хранительницей креста-мощевика. Священники решили, что обретенная величайшая христианская святыня не должна находиться, словно под спудом, но быть прославлена. Крест-мощевик был предан протоиерею Константину Нецветаеву, настоятелю Никольского храма Северодвинска, являющегося сыном протопресв. Димитрия Нецветаева. Было решено, что Крест с частицами Ризы Господней и мощей святых, безусловно, должен посетить Русскую Голгофу Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь и быть прославлен на Архангельской земле ставшей живым антиминсом Русской Православной Церкви и Отечества.В январе 2007 года для мощевика, по благословению Преосвященного Тихона, епископа Архангельского и Холмогорского в городе Северодвинске руками корабелов предприятия Звёздочка» был изготовлен особый крест-кивот. В центр этого креста и был помещен древний мощевик.

9 февраля 2008 г. новосооруженный крест был доставлен на Соловки и освящен. А в 18.00 его торжественно встретили в Свято-Ильинском кафедральном соборе. После крест – мощевик побывал во многих православных епархиях России, Украины и Приднестровья. В 2011 году святыня передана в Петрозаводскую и Карельскую епархию, и по благословению архиепископа Мануила совершает путешествия в различные епархии, для того чтобы многие верующие могли поклониться ей.

История честной Ризы Господа нашего Иисуса Христа

История честной Ризы Господа нашего Иисуса Христа восходит ко времени земной жизни Спасителя. В Евангелии от Иоанна читаем: Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. Итак сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет (Ин. 19, 23-24). Так исполнилось одно из мессианских пророчеств (о земной жизни Господа Иисуса Христа), изречённое пророком Давидом: Делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий(Псал. 21, 19).

В Евангелии упоминаются две одежды Христовы: риза и хитон. В древности это были разные одежды не только по своему назначению, но и по способу изготовления. Так, риза это верхняя одежда и носилась она поверх хитона. В отличие от ризы, которая сшивалась из полотна, хитон был нешвен, не сшит из материи, а связан цельным.

Воины, стоящие у Креста Господня, разделили между собой ризу Христову, о хитоне же кидали жребий, так как в отличие от ризы, его нельзя было делить, иначе бы он просто распустился на нитки, и воины получили бы лишь ни к чему не пригодные лоскутки и обрывки ниток.

Об обстоятельствах перенесения Хитона Господня из Иерусалима повествуют разные восточные сказания: армянские, грузинские, сирийские. По преданию, воин, которому досталась Риза Господня, был грузином и впоследствии перенёс её в Грузию. Согласно другому сказанию, изложенному в древней грузинской летописи конца IV века, помещенной в Картлис цховрэба (Жизнь Картли) в пределах Иверии (Грузии) ещё со времени вавилонского пленения осела община еврейских переселенцев, потомки которых жили в Мцхете древней столице Иверии. Мцхетские евреи ежегодно отправляли в Иерусалим своих посланников для участия в праздновании ветхозаветной Пасхи. Один из них, по имени Елиоз, был очевидцем страданий Иисуса Христа на Голгофе и уверовал в Спасителя. Он сумел приобрести Хитон Господень у того воина, которому он достался по жребию.

Когда Елиоз вернулся в Мцхету, сестра его, именем Сидония, уже просвященная светом Христовой истины, имея великую любовь ко Спасителю, прижала к себе столь великую святыню и в тот же миг предала свою душу Господу. Все попытки забрать хитон из объятий святой не увенчались успехом. Так её и похоронили. Впоследствии на месте могилы вырос кедр, а затем на месте срубленного великана был построен один из первых храмов Грузии Светицховели. С тех пор в этом соборе у основания срубленного дерева, в столпе, под спудом незыблемо пребывает величайшая святыня православного мира хитон Христов. О том есть множество исторических свидетельств.

Следует заметить, что на Западе существовало предание о том, что Риза Господня первоначально была найдена царицей Еленой (IV в.) в Палестине, перенесена в Трир (Германия) и в 328 г. положена в Трирском соборе. Это предание появилось в Западной Европе в 1196 г., а в 1512 г. здесь было установлено народное почитание трирской реликвии. Известна также часть Ризы Господней в г. Аржантейле, близ Парижа.

Риза Господня, вернее, одна из ее четырех частей, как и Хитон Господень, оказалась в Грузии. В отличие от Хитона, Риза хранилась не в земле, а в сокровищнице собора Светицховели вплоть до ХVII века, когда персидский шах Аббас I, опустошивший Грузию, вывез вместе с другими сокровищами и Ризу Господню. Чтобы расположить к себе царя Михаила Феодоровича, шах прислал в 1625 году Ризу в дар Патриарху Филарету (1619-1633) и царю Михаилу. Великую святыню встретили в Москве у Донского монастыря за Калужскими воротами и освидетельствовали ее подлинность: по приказу патриарха Филарета положили недельный пост с молебствиями, а потом ризу возлагали на тяжелобольных, и все они получили исцеление. Ризу Господню принесли в Успенский собор и поместили в медный ажурный шатер, символизирующий Голгофу, который ныне осеняет гробницу святого патриарха Ермогена. Впоследствии две части Ризы Господней находились в Петербурге: одна в соборе Зимнего Дворца, другая в Петропавловском соборе. Части Ризы хранились также в Киево-Софийском соборе, в Ипатьевском монастыре близ Костромы и в некоторых других древних храмах. В Москве ежегодно 10 (23) июля Риза Господня торжественно выносилась из придела во имя святых апостолов Петра и Павла Успенского собора, и она полагалась на аналое для поклонения во время Богослужения. После Литургии Ризу уносили на прежнее место.

О судьбе "московской" части Ризы Господней сообщает современная исследовательница Н. Энеева: "По сведениям сотрудников Музеев Московского Кремля, после революции, в 1918 г., хранившиеся в алтаре Успенского собора святыни были перенесены в Крестовоздвиженский монастырь, находившийся неподалёку, в начале Воздвиженской улицы. Когда монастырь закрыли и разрушили, а духовенство его арестовали, святыни были у Церкви конфискованы и помещены в фонды Музеев Московского Кремля, где и сохранялись (подчас с большими трудами и опасностями) музейными работниками в неприкосновенности вплоть до настоящего времени. Среди них находится и ковчег с Ризой Господней, который попал в отдел драгоценных металлов, где хранится и поныне".

После 1917 г. петербургский ковчег с частью Ризы Господней постигла, по-видимому, та же участь, что и другие святыни, хранившиеся в Петропавловском соборе: в мае 1922 г. большая часть церковных ценностей была изъята, а в 1924 г. собор был превращён в музей.

В XXI веке Господь не оставил наше Отечество и явил частицы Ризы Своей в России. Одна из них обретена в фондах Ярославского историко-архитектурного музея-заповедника "Спасский монастырь" и ныне почивает в Спасо-Введенском Толгском женском монастыре. Эта частица Ризы Господней в 1650 г. была подарена царём Алексеем Михайловичем ярославским купцам братьям Скрипиным – за великие заслуги. Еще одна частица, заключенная в серебряный складень, из фондов Музеев Московского Кремля была передана Президентом РФ В.В. Путиным Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II 19 ноября 2007 года в день празднования 90-летия восстановления патриаршества в Русской Православной Церкви. Возвращенная к православному почитанию святыня находится в московском Соборном Храме Христа Спасителя.Промыслом Божиим, на Русском Севере явлена еще одна частица Ризы Господней, но ее история полностью еще не раскрыта.

Новости

27 мая 2018 года, по благословению Преосвященнейшего Стефана епископа Канашского и Янтиковского, благочинный II округа Янтиковского района настоятель храма иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" города Канаш протоиерей Александр Ермолаев в сослужении духовенства благочинного округа совершил Чин освящения места под строительство храма в селе Русские Норваши Янтиковского района.

Икона дня


Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет