Главная Статьи Статьи Молебен на начало нового учебного года. И об иконе Пресвятой Богородицы Прибавление ума.

Молебен на начало нового учебного года. И об иконе Пресвятой Богородицы Прибавление ума.

Для чего же совершается молебен перед началом нового учебного года?

Молебен на начало нового учебного года

      Обычай совершать молебен в преддверии нового учебного года существовал еще в дореволюционной России. Сегодня молебны "на начало нового учебного года" посещают и преподаватели, и школьники, и родители. Действительно, молиться необходимо перед началом каждого доброго дела, коим, несомненно, является учеба. Учащимся и студентам покровительствуют многие Православные святые.

Даже существуют специальные молитвы о помощи в усвоении знаний, обращенные, например, к одному из самых почитаемых и любимых на Руси покровителей учения Сергию Радонежскому или святой великомученице Татиане, покровительнице студенчества. Есть и особая икона Богородицы, именуемая "Прибавление ума". Но прежде всего молебное пение обращено к Господу Богу. "Еще молимся Господу Богу нашему, о еже ниспослати в сердца, во ум и во уста Духа премудрости, разума и благочестия и страха своегои просветити их светом своего благоразумия, и подати им силу и крепость, во еже скоро приятии и спешно навыкнути Божественного закона Его, и всему благому и полезному учению …"

К превеликому огорчению сегодня преподавание и воспитание становится все более трудным делом. Сегодня многие педагоги приступают к детям с искренним, ясным сознанием и ощущением своей духовной беспомощности. Они признают, что приобретенные ими земные знания –  всесторонние, академические  – вовсе не гарантируют им успеха в учебном процессе. Не гарантируют оттого, что их  услышат: они хотят пробудить активность в слушателях, а те спят; они хотят научить их не любить неправду, а те смеются над правдой. Они воздействуют на умы своих учеников, но их сердца остаются холодными. Следовательно, земные знания должны быть погружены в нечто более существенное, важное, что составляет основу педагогического, воспитательского дела. Такой основой является благодатная сила Духа Святаго, к которому причастен каждый крещеный человек. Мудрость и приобретение знаний имеют своим источником Самого Бога и потому даются от Него, как драгоценнейшие дары тем, которые достойны их. Не всякому даются от роду одинаковые дарования, но всякий может и должен молить Бога, чтобы Он просветил ему ум и вразумил его сердце к познанию. Нерадение детей о приобретении познаний и вообще о своем умственном развитии причиняет родителям истинное горе, великие скорби. Глупый сын – досада отцу своему и огорчение для матери своей (Притч. XVII, 21, 25). Желающие достигнуть прочных знаний должны просить их у Бога, по примеру царя Соломона, который испрашивал дарования ему премудрости.
Благочестивый обычай иметь дома у письменного стола школьника иконочку Пресвятой Богородиц "Прибавление ума". Четыре столетия православ­ные люди обращаются к этой иконе. Родители, замечав­шие у своих детей слабый разум или трудности в усвоении начал веры и гра­мотности, обращались к иконе о прибавлении ума своим чадам. После патриарха Никона жил в Москве один благочестивый человек.  Человек тот был иконописец. Много он читал книг церковных Иосифовского време­ни, а потом стал читать книги, исправленные патриархом Ни­коном. Начитавшись тех и других книг, стал он много думать и размышлять, кто прав пред Богом и каким книгам нужно сле­довать ему, чтобы спастись; долго он думал, но решить вопроса не мог и сошел с ума. Когда возвращалось к нему сознание, он молился Божией Матери, чтобы Она возвратила ему разум. По его молитве последовало ему видение Божией Матери. Пре­чистая заповедала ему написать Ее так, как Она явилась ему, и молиться пред образом и обещала, что если он исполнит по­веление, то будет здоров. После видения, когда возвращалось к нему сознание и прояснялся рассудок, он принимался писать образ Божией Матери так, как внушал ему Бог. Таким образом, он и написал икону, назвав ее «При­бавление ума» и излечился.
Большая часть сохранившихся икон «Прибавление ума» отно­сится к XVIII-XIX векам. На них Пресвятая Дева и Богомладенец изображаются с царскими венцами на главах, Младенец Христос благословляет правой рукой, а в левой руке Его — держава, сим­вол царской власти. Богоматерь с Младенцем изображается на темно-оливковом фоне в лучах Божественного света. Особенно­стью иконы являются своеобразные одеяния. Божия Матерь об­лачена вместе с Богомладенцем в длинный колоколообразный плащ — далматик. Он красного цвета, богато расшит золотыми крестами и украшен драгоценными камнями. В верхних углах иконы — лампады с языками пламени. Пречистая Дева изображе­на на фоне звездного неба, открывающегося под аркой портала. С обеих сторон подлетают к Богоматери с Младенцем ангелы с зажженными свечами; над главами Их — три Серафима, в под­ножии — Херувим с распростертыми крыльями. Внизу виднеется город, символ Горнего Иерусалима.
В начале XX века русский исследователь Андрей Александро­вич Титов установил, что прототипом иконы Божией Матери «Прибавление ума» послужила статуя Богоматери из города Лорето в Италии. В Лорето находится Святой Дом Богоматери, где хранится Ее образ. Изображение сделано целиком из кедро­вого дерева, покрытого сплошь бриллиантовыми ривьерами и жемчужными нитками. Согласно преданию, в итальянском городе Лорето находится Святой Дом, воздвигнутый из камней, вывезенных из Назаретского земного дома Пресвятой Девы, в ко­тором Она родилась, и в котором впоследствии обитало Святое Семейство. Земной дом Богородицы в Назарете состоял из двух частей. Одна часть представляла собою пещеру, или грот, выдолбленный в скале, — ныне это одна из главных святынь базилики Благове­щения в Назарете. Другой частью была пристройка из камня, вплотную прилегавшая к скале. Дом этот стал предметом особого почитания апостолов и первых христи­ан. В нем была устроена церковь, и в течение многих столетий христиане с благоговением входили в сей дом, ставший одним из первых христианских храмов Палестины. По преданию, в доме находилась написанная на доске святым апостолом и евангелистом Лукой икона Богоматери с Богомладенцем и им же вырезан­ное из дерева Их скульптурное изображение в рост.
Как же пришла на Русь Лоретская икона Божией Матери, получившая здесь новое назва­ние — «Прибавление ума». Известно, что в рукописных сборни­ках XVII века часто встречается текст под заглавием "Повесть о храме Святыя Богородицы, в нем же родися от Иоакима и Ан­ны". В своем исследовании А. А. Титов приводит текст рукописи первой половины XVI века, хранившийся в библиотеке Москов­ской Духовной Академии. В рукописи повествуется, что свиде­тельство о Лоретской святыне пришло на Русь с послами папы Римского Климента в 1528 году. Вскоре после этого образ Богоматери из Лорето был вопло­щен в красках. После большого Московского пожара 1547 года с образа Лоретской Божией Матери была написана на "москов­ский манер" икона «Прибавление ума». Судя по всему, написанное русскими мастерами изображение Лоретской Богоматери вобрало в себя черты явленной в России в городе Романове иконы и позаимствовало ее имя «Прибавле­ние ума». По милости Божией чудотворный образ Божией Матери «Прибавление ума», некогда написанный иноком, потерявшим рассудок, ныне находится в Покровском храме Романова-Борисоглебска.
Молебен собирает учащихся всех возрастов: от первоклашек до учеников старших классов и студентов. Обязательно приходят учителя, родители, бабушки и дедушки. И все вместе поют "Царю Небесный…"

Новости

Один из 12 Великих Церковных Праздников. Это День Ее разрешения от Земной Жизни и Перехода в Царство Невечернего Света.
Праздник имеет 1 день Предпразднства и 8 дней Попразднства, ему предшествует Двухнедельный Успенский Пост с 1 (14) августа по 14 (27) августа включительно, являющийся наиболее строгим после Великого Поста.
Праздник Успения Пресвятой Богородицы – Светлый и радостный для каждого Христианина. В День Блаженной Кончины Богоматери все Человечество обрело Молитвенницу и Небесную Заступницу, Ходатаицу пред Господом. Значение этого Великого Торжества определяется Церковным Уставом – Этот Богородичный Праздник имеет не четыре обычных дня Попразднства, а восемь, столько же, сколько один из Величайших Господских Праздников – Крещение. Отмечаемому событию предшествует строгий Пост, по степени воздержания занимающий первое место после Великого Поста.

Икона дня


Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет