Главная Статьи Статьи О престольных праздниках по материалам Википедии. Это интересно.

О престольных праздниках по материалам Википедии. Это интересно.

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Престо?льный пра?здник (хра?мовый пра?здник) — праздник в память святого или события, которому посвящён сельский храм или его приделы[1]. Это праздник местного значения, отмечаемый жителями деревни или церковного прихода (рус. храмовый, часовенный, придельный, приходской, съезжий, гулёвый праздник, престол; укр. празник, храм; болг. , макед. селска служба/слава, църквена слава, черковна служба; серб. сеоска слава; славон. prostem dani)[2]. В городах, особенно больших, этот праздник одновременно справляла лишь часть жителей — прихожане одной или нескольких церквей[3]. У русских старообрядцев престольными праздниками считались важнейшие даты христианского календаря или дни памяти святых, в которые освящались молельные дома.

Обычаи восточных славян

Престольный праздник наряду с Пасхой считался одним из главных годовых праздников и отмечался во всех деревнях прихода, а также горожанами данной церкви.

Церковный ритуал престольных праздников и в столицах, и в самых отдаленных селениях почти не отличались. В храмовые праздники на селе после праздничной обедни по всем селениям прихода совершался крестный ход с хоругвями и иконами, которые несли так называемые «богоносцы» из числа прихожан[4]. Если приход был небольшим, то иконы проносили по всем деревням ещё и до литургии. В некоторых сельских приходах священник с причтом начинал ходить по домам прихожан и служить молебен перед образом храмового святого за несколько дней до праздника. В городах крестный ход после литургии совершался вокруг храма, иногда между одноименными храмами или из близлежащих храмов к «именному», но затем обязательно по территории прихода или вокруг неё.

В небольших городах и в сельской местности во время крёстного окроплялись святой водой не только дома жителей и надворные постройки, но и колодцы, реки, поля, домашний скот. Там, где хозяева выставляли у ворот накрытый белой скатертью стол с приготовленной для освящения водой, служился молебен. В отдельных домах по просьбе прихожан служились молебны, за что церковный причт одаривали «кто чем мог» — продуктами, деньгами. Во многих сёлах к праздничной трапезе обычно приступали лишь после того, как в избе побывала «престольная» икона[5].

Обязательным считалось на в храмовый праздник принять гостей — родственников, друзей, соседей; и уличные гулянья. До середины XIX века храмовые праздники (часто осенью или зимой) обычно продолжались пять-семь дней, позднее продолжительность сократилась до одного-трёх дней. Но если праздник приходился на горячую страду, праздновали один день. При этом в одних сёлах гулянья устраивались с обеда до вечера, в других — с вечера до утра. В Нижегородском уезде одноименной губернии в конце первого десятилетия XX в. продолжительность престольных праздников зависела от того, на какой день недели они выпадут, так как в любом случае гуляли до конца недели.

К престольному празднику начинали готовиться заранее. Подметали все улицы и дворы. Обновляли и убирали храм: чистили оклады на иконах, подсвечники, обновляли резьбу и краску на церковной утвари и т. п. В городах и в некоторых сёлах вечером накануне и в день праздника плошками с горящими факелами освещали колокольню, храм изнутри или снаружи. Всю эту работу обычно выполняли мужчины. Женщины же приводили в порядок дом, старались купить обновы для членов семьи, пекли хлеб и пироги, варили пиво. В некоторых местах варили пиво и готовили стол в складчину на всё село. Во всех семьях, ожидая гостей , закупали необходимые припасы, водку и вино, памятуя о том, что «без блинов не масленица, а без вина не праздник». Каждый стремился в меру своих возможностей сделать праздничный стол богатым, чтобы накормить вволю и напоить всех гостей. Обед готовили с раннего утра в день праздника, поэтому в церкви женщин всегда было заметно меньше, чем мужчин.

У крестьян крепко держался обычай в престольный праздник угощать «всякого заходящего в избу» — и земляка, и прохожего, и нищего. В этот день любому гостю были рады — старались накормить и напоить от души. В городах, как правило, привечали только приглашённых гостей. Родственники и друзья обязательно ходили друг к другу в гости[6].

Если праздник отмечался несколькими деревнями, — то организовывался он обычно по очереди каждой деревней. В больших приходах Вологодской, Костромской, Новгородской губ., а также в Сибири престольный праздник могли длиться одну-две недели, в течение которых праздник по установленной очереди «переходил» из одной деревни в другую. Каждое селение принимало гостей в «свой» день[2].

Радостное застолье сопровождалось беседами, обменом новостями, пением, а порой и плясками. До середины XIX в. значительное место в песенном репертуаре пирующих занимали духовные стихи, псалмы, тропари. На Европейском Севере и в Сибири исполнялись также былины, или, как их называли «старины». Но концу XIX — началу XX веков всюду уже пели «что кому в голову придёт»[6].

Для престольных праздников были характерны не только обильное застолье с выпивкой, но и послеобеденный отдых (сон), хождение из дома в дом пирующих — семьями или компаниями (молодок, парней, стариков), общественные гулянья.

К храмовым праздникам нередко приурочивались базары или ярмарки, которые посещались преимущественно после обеда.

Гулянья в престольные праздники из года в год устраивались на одном и том же месте. В зависимости от условий и традиции это могли быть площадь рядом с церковью или прилегающие к ней улицы, околица, высокий берег реки или зеленый луг, загородная роща и т. п. К местам гуляний заранее стекался торговый люд со всякого рода сладостями. Особым спросом пользовались пряники, дешевые конфеты, орехи, семечки, а также квас с изюмом. Праздничные гулянья обычно затягивались допоздна, а весной и летом кое-где продолжались до рассвета. Главным участником гуляний была неженатая молодёжь и молодожёны[7].

Новости

Сайт православие и мир.

Архимандрит Алипий (Светличный): Пока мы стояли между баррикадами, ни один камень не был брошен

С 14 часов стоял с братией Десятинного монастыря на молебном посту.
21 января три монаха-священника Украинской Православной Церкви стали на ул. Грушевского в Киеве с крестом и иконами между митингующими и «Беркутом» и прекратили противостояние. Представители духовенства находились там весь день и продолжают нести молебную вахту, сменяя друг друга. Впечатлениями дня поделился в Фейсбуке один из священников-миротворцев, архимандрит Алипий (Светличный).

 

Икона дня


Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет