Главная Статьи Статьи Почему в Православной Церкви новый год наступает 1 сентября

Почему в Православной Церкви новый год наступает 1 сентября

14 сентября - Начало индикта

Начало индикта - церковное новолетие - обозначает начало нового богослужебного круга главных, двунадесятых церковных праздников.

Праздником Рождества Пресвятой Богородицы, который отмечается на седьмой день после церковного новолетия, 21 сентября по н.ст., начинается церковный богослужебный год, потому что Пречистая явилась той дверью, через которую Безначальный, Невидимый и Непостижимый умом человеческим Бог вошел в этот вещественный мир видимым образом, облекшись в Ее утробе плотью и кровью, и, соответственно, воспринял нашу поврежденную в ниспадении от Творца и Источника вечной Жизни природу; а праздником Успения Пресвятой Богородицы, 28 августа по н. ст., годичный круг богослужений завершается.

Некоторые могут удивиться - почему в Православной Церкви новый год наступает 1 сентября, в начале осени. Ведь на первый взгляд логичнее было бы началом нового года считать первый день весны. Логика здесь та же, что лежит и в основании исчисления начала церковного богослужебного дня не с утра, как принято в мирском, гражданском календаре, а с вечера предыдущего дня.

По свидетельству Священного Писания, повествующего о творении мира, первоначально: "Земля была безвидна и пуста, и тьма над бездною,... И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет - днем, а тьму - ночью. И был вечер, и было утро: день один"(Быт. 1:2-5).

Из Библейского повествования о первом Дне творения мы видим, что сотворению света предшествовала полная и повсеместная тьма, и только потом Бог сотворил свет, и отделил его от тьмы. И завершается описание первой фразы творения словами: "И был вечер, и было утро: день один".

Служители Божии, еще с древнейших, ветхозаветных времен определили началом богослужебного дня - именно вечер, а не утро, как представляется логичным на первый, но, в общем-то, поверхностный взгляд.

Вот почему, и церковный новый год начинается именно с вечера круговорота времен года, а не с утра; т.е. с наступлением осени, а не весны. И в таком определении начала как земного дня, так и года лежит глубокая мысль о сотворенности этого мира и первичном небытии его.

Праздник церковного новолетия был установлен святыми отцами I Вселенского собора в городе Никее, в 325 году, в память об официальном прекращении равноапостольным царем Константином Великим трехвекового гонения на христианскую Церковь последовавшем в 313 году.

Со времени Крещения Руси и в нашем Отечестве новый год отмечался 1 сентября вплоть до времени царствования Петра I, который в 1700 году перенес начало гражданского нового года на 1 января. В Церкви же, которая тысячелетним опытом привыкла осмыслять свои действия и не спешить за переменчивым духом мира сего, началом Индикта, т.е. церковного новолетия, и до наших дней остается первый день седьмого месяца от Сотворения мира, т.е. 1 сентября по ст. ст.

Протоиерей Игорь Аксенов

 

Новости

По благословению Преосвященнейшего Феодора, епископа Алатырского и Порецкого, в рамках XXIV Международных рождественских чтений «Традиция и новации: культура, общество и личность», 22 декабря 2015 в Алатырском техникуме железнодорожного транспорта состоялась научная конференция «Взаимодействие Церкви, государства и общества на пути преодоления культурно-нравственного кризиса». В её работе приняли участие: духовенство, представители Министерства Культуры Чувашской Республики, администрация города, депутаты, студенты, многочисленные гости.

В работе конференции от Канашской Епархии принял участие председатель Епархиального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Канашской Епархии настоятель храма «Всех скорбящих Радость» города Канаш протоиерей Александр Ермолаев.

Икона дня


Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет