Главная Статьи Статьи Городские Пасхальные традиции

Городские Пасхальные традиции

Городские пасхальные традиции

Поздравляю со светлым праздником Пасхи! Для меня Пасха один из любимых детских праздников. Помню, что всегда ждала этого воскресенья, именно этот праздник казался настоящим праздником весны, а не 8 марта.

Помню, как старательно подходили к процессу покраски яиц и как ждали пасхальных куличей. Наши домашние куличи были самыми вкусными, и обмен я не любила – отдаешь свои вкусные, а приносят чужие невкусные.

Ночной пасхальный Петербург конца 19 века

На Исакиевском соборе зажигали факелы

 

Думаю, у многих есть приятные воспоминания из детства об этом празднике.

У праздника Пасхи много традиций, которые приносили людям радость.

В 19 веке в пасхальную ночь города сияли огнями – зажигались праздничные фонарики из цветных стекол. Иллюминация создавалась просто - к домам прикреплялась проволока, а на нее вешались фонарики. Горожане, прогуливались по улицам с фонариками в руках, ожидая, когда прозвучат слова «Христос Воскресе!». В Петербурге катались на лодках по каналам, лодки тоже светились фонариками.

Катания на лодках в пасхальную ночь

 

После окончания праздничной церковной службы горожане зажигали свечи, так друг другу передавался огонь из храма. Возвращались домой, люди стараясь донести священный огонь. А дома уже ждал накрытый праздничный стол.

Нравится мне эта душевная открытка, где добрый мальчик дарит фонарик

 

Впервые в Петербурге отпраздновал Пасху царь Петр I в 1708 году. По воспоминаниям современников «Праздник Пасхи взяли в Питербурхе. А на другой день на Неве тронулся лёд, и как лёд очистился того же числа его величество гулял по реке в верейке (лодка).»

Пасхальная ночь

 

О взаимосвязи природы и праздника Пасхи очень точно описано в стихах Якова Полонского, поэта 19 века

 

Пасхальные вести

Весть, что люди стали мучить Бога,

К нам на север принесли грачи...

Потемнели хвойные трущобы,

Тихие заплакали ключи...

На буграх каменья обнажили

Лысины, покрытые в мороз...

И на камни стали падать слезы

Злой зимой очищенных берез.

 

И другие вести, горше первой,

Принесли скворцы в лесную глушь:

На кресте распятый, всех прощая,

Умер Бог, Спаситель наших душ.

От таких вестей сгустились тучи,

Воздух бурным зашумел дождем...

Поднялись - морями стали реки

И в горах пронесся первый гром.

 

Третья весть была необычайна:

Бог воскрес, и смерть побеждена!

Эту весть победную примчала

Богом воскрешенная весна...

И кругом леса зазеленели,

И теплом дохнула грудь земли,

И внимая трелям соловьиным,

Ландыши и розы зацвели.

 

Днем на Пасху проходили традиционные народные гулянья с балаганами и качелями на центральных площадях. В Петербурге с 1820 года расписание праздничной программы печаталось в газетах. Праздничные гулянья продолжались неделю от воскресенья до воскресенья. Начинались праздничные представления в полдень, о чем оповещал выстрел из пушки, а заканчивались в восемь часов вечера.

Праздничные карусели и балаганы в 19 веке

 

В пасхальную неделю наносили визиты, при которых обменивались крашеными яйцами – христовались, поздравляли друг друга. В домах к приходу гостей накрывался отдельный столик для визитеров. Визиты длились не более пяти минут. Чтобы успеть объехать весь город, визитеры нанимали извозчика, который возил по нужным адресам.

Пасхальная встреча. Купчихи Бориса Кустодиева

 

Традиция обмена крашеными яйцами была распространена у славян со старинных времен. Несъедобные «подарочные» пасхальные яйца тоже существуют давно. В 18 веке пасхальные яйца выпускались на императорском фарфоровом заводе. На фарфоровых яйцах рисовали пейзажи, городские и народные сюжеты, библейские персонажи. По воспоминаниям современников, в 1793 году императрице Екатерине II принесли корзины с 373 фарфоровыми яйцами, которые она дарила гостям.

 

Внук Екатерины, император Александр I, любивший прогуляться по городу пешком, христовался с прохожими. В 19 веке к Пасхе для императорского двора изготавливали пять тысяч фарфоровых и семь тысяч стеклянных пасхальных яиц для подарков подданным.

 

А так, по воспоминаниям придворной дамы, проходил обмен пасхальными подарками при дворе Александра II:

«Вошел Государь. Он только что перехристосовался с массою ординарцев, часовых, стоявших у дверей его комнат, со всеми своими служащими... Потом вошла Императрица..., с нею вышел великий князь Сергей Александрович, он держал довольно большую корзину с фарфоровыми яйцами. Мы подходили к государыне одна после другой и говорили: "Христос Воскресе!". Она, кивая головой, очень приветливо отвечала: "Merci" (Благодарю). Мы целовали ей руку, а она нас в голову; брала из корзинки яйцо и приговаривала: "Voici pour vous aussi un oeuf" (Вот Вам также яйцо). Мне она дала порфировое яйцо. (Императрица иногда к яйцу прибавляла какую-нибудь фарфоровую или стеклянную вещицу: вазу или тарелку для фруктов, графин со стаканом, подсвечники, или какое-нибудь хорошенькое украшение для туалета)».

 

Знаменитый Фаберже, яйца которого стали шедеврами ювелирного искусства, по указу Александр III был главным поставщиком двора. В мастерской Фаберже было изготовлено 54 пасхальных яйца для царской семьи, всего известно 71 творение его фабрики. Работы Фаберже уникальны и по своим механическим свойствам – музыкальные, с часовым механизмом, открывающимися миниатюрными портретами.

Великий князь Константин Романов, писавший стихи (под псевдонимом К.Р.) посветил празднику Пасхи эти строки

 

Хвала Воскресшему

Хвалите Господа с небес

И пойте непрестанно:

Исполнен мир Его чудес

И славой несказанной.

Хвалите сонм бесплотных сил

И ангельские лики:

Из мрака скорбного могил

Свет воссиял великий.

Хвалите Господа с небес,

Холмы, утесы, горы!

Осанна! Смерти страх исчез,

Светлеют наши взоры.

Хвалите Бога, моря даль

И океан безбрежный!

Да смолкнут всякая печаль

И ропот безнадежный!

Хвалите Господа с небес

И славьте, человеки!

Воскрес Христос! Христос воскрес!

И смерть попрал навеки!

 

На Пасху была традиция украшать дом первыми весенними цветами. Чаще всего это были нарциссы и гиацинты. Пасха - праздник весенних цветов, мягкий аромат которых окутывал дома.

 

Еще хочется добавить стихи-воспоминания Игоря Северянина, где очень точно и красочно описан пасхальный колорит дореволюционного Петербурга.

 

Пасха в Петербурге

Гиацинтами пахло в столовой,

Ветчиной, куличом и мадерой,

Пахло вешнею Пасхой Христовой,

Православною русскою верой.

 

Пахло солнцем, оконною краской

И лимоном от женского тела,

Вдохновенно-веселою Пасхой,

Что вокруг колокольно гудела.

 

И у памятника Николая

Перед самой Большою Морскою,

Где была из торцов мостовая,

Просмоленною пахло доскою.

 

Из-за вымытых к празднику стекол,

Из-за рам без песка и без ваты

Город топал, трезвонил и цокал,

Целовался, восторгом объятый.

 

Было сладко для чрева и духа

Юность мчалась, цветы приколовши.

А у старцев, хотя было сухо,

Шубы, вата в ушах и галоши...

 

Поэтичность религии, где ты?

Где поэзии религиозность?

Все «бездельные» песни пропеты,

«Деловая» отныне серьезность...

 

Пусть нелепо, смешно, глуповато

Было в годы мои молодые,

Но зато было сердце объято

Тем, что свойственно только России!

(Написано в 1926 году)

 

Хочу упомянуть о другой доброй пасхальной традиции, которая появилась в Германии. Это пасхальный зайчик, который приносит детям корзинку с крашеными яйцами. У немецких народов празднование Пасхи совпало с праздником богини весны, которую по мифологии сопровождали зайцы (символ плодовитости). Так заяц стал праздничным пасхальным символом, а в 19 веке еще и персонажем, который приносит подарки. Пасхальный заяц часто изображался на немецких открытках.

По материалам сайта

http://lenarudenko.livejournal.com/185983.html?thread=9657727