И виде и верова
«И виде и верова» (Пасхальная проповедь протоиерея Павла Адельгейма)
Христос умер и погребен. И если бы история Его жизни на этом закончилась, не было бы споров и раз ногласий. Все мирно сошлись бы на одном убеждении, что жил добрый и мудрый человек. Современники из зависти осудили и убили его. Такие события в истории нередки и спорить тут не о чем. Но после погребения Христа произошло нечто необъяснимое. Гроб оказался пустым. Тело Христово исчезло. Либо Оно было кемто похищено, либо Христос воскрес из мертвых. Первое объяснение до наших дней остается единственным воз ражением против воскресения. Впервые это объяснение дали враги Иисуса Христа — иудеи, предавшие Его смерти. Иудеи приказали стражникам, охранявшим гроб: «Скажите, что ученики Его, придя ночью, украли Его, когда мы спали». Это ничем не подтверждается и ставит больше вопросов, чем дает ответов. Чтобы обокрасть гроб, охраняемый воинами, нужны были смелые и решительные люди. Евангелие описывает апостолов испуганными, растерянными, подавленными. Они раз бежались в страхе при аресте Христа. Не имели му жества отстаивать Его живым. Откуда же взялось у них мужество воровать мертвое тело?
Есть еще одно возражение против версии иудеев, са мое непреодолимое: апостолы не верили в воскресение. Они не сомневались, что тело ктото унес и спрятал. В Евангелии Мария Магдалина прибежала к Петру и Иоанну и сказала: «Унесли Господа из гроба и не знаем, где поло жили Его». Воскресение из мертвых Христа было так же невозможно, немыслимо для учеников, как и для прочих иудеев.
Ученики слышали, и не раз, о воскресении от Самого Спасителя, но не понимали смысла Его слов.
Даже иудеи не думали о воскресении. Они тоже не приняли слов Христа всерьез и лишь предусмотрительно поставили стражу у гроба. Узнав об исчезновении тела, иудеи могли предполагать, что сбылись их худшие опа сения: ученики украли тело. Но что оставалось думать ученикам?
Что же произошло? Почему ученики вдруг один за другим поверили в воскресение Христа из мертвых? И не только поверили. Они пошли проповедовать воскресе ние как важнейшее основание веры в Бога и Спасителя Иисуса Христа. Все апостолы приняли мучительную смерть за проповедь о воскресении. Апостолу Павлу от рубили голову. Апостола Петра распяли на кресте. Иных побили камнями. Иных сожгли. С иных содрали кожу. Возможно ли умирать такой страшной смертью за ложное свидетельство? В это труднее поверить, чем в воскресение.
Какое же основание имели апостолы верить в воскресение Христа? Они поверили не потому, что видели пустой гроб. Они поверили потому, что каждый из них своими глазами видел Воскресшего! Когда Мария Маг далина спрашивала подошедшего садовника: «Не ты ли взял Его тело?» — Он ответил ей: «Мария!» и серый мир преобразился для нее солнечной радостью: в мнимом са довнике Магдалина узнала Воскресшего Христа. Вот един ственное подлинное основание веры в воскресение для всех христиан. Воскресение проповедовали те, кто своими глазами видел Воскресшего. По воскресении Христос явился Своей Матери, явился апостолу Петру, мироно сицам, апостолам Луке и Клеопе, шедшим в Эммаус. Пришел к ученикам, запершимся от иудеев. Явился множеству учеников на Тивериадском озере. Явления Воскресшего, начавшиеся с первого дня, продолжались в течение 40 дней. Никто не видел воскресения Христова, но слишком многие видели воскресшего Христа. Наша вера в воскре сение начинается с доверия свидетельству апостолов, а завершается всегда личной встречей с Воскресшим. Пока у христианина такая встреча не произошла, духовная жизнь его ограничена внешними формами. Он ходит в церковь, выполняет обряды, соблюдает посты. Но сам ос тается прежним. В его душе живут страсти: самолюбие, зависть, похоть, жадность и др. Если христианин искренне тянется ко Христу, не оправдывает свои грехи, а осознает их, исповедует, борется с ними, он духовно растет. В его духовной жизни наступит час встречи с Воскресшим Христом. С этого и начинается подлинная духовная жизнь. Человек изменяется сам и верит уже не чужому опыту.
Нас собрала сегодня надежда в эту пасхальную ночь встретить Воскресшего Христа. Каждый из нас ждет се годня личной встречи с Воскресшим. Каждый из нас по примеру апостолов хочет стать живым свидетелем вос кресения. Мы в лучшем положении, чем апостолы 2000 лет назад. Мы знаем, что «Христос воскрес из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав».
Аминь.