Главная Новости Новости Ореховый Спас

Ореховый Спас

Ореховый (Хлебный) Спас – народный праздник, который отмечают 29 августа на следующий день после праздника Успения Пресвятой Богородицы – это последнее, третье празднество уходящего лета, который символизирует окончание сбора урожая.

Православная церковь в этот день празднует перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Иисуса Христа. В этот же день церковь совершает празднование икон Пресвятой Богородицы Федоровской и Порт-Артурской.

Ореховый Спас, как и первые два – Медовый и Яблочный, древний праздник, который объединил все христианские и народные традиции, поэтому третий Спас считался днем благодарения Господу за урожай хлеба и орехов.

Третий Спас называют Ореховым потому, что с этого дня можно есть орехи, после освящения в церкви. Он не так популярен, как два предыдущих, но из всех трех он наиболее важен.

Название праздника "Спас" образовалось как сокращение от "Спаситель". За каждым Спасом стоят свои история и традиции, но все они связаны с Иисусом Христом и с его деяниями.

Еще одно название Третьего Спаса — Спас на холстах, или Холщовый Спас, которое своими корнями уходит в христианскую традицию.

Спас Нерукотворный

По Преданию, Спас назвали Нерукотворным из-за чуда, случившегося во времена жизни Иисуса Христа. Правитель сирийского города Едесса — Авгарь, который был поражен проказой, не видя Иисуса, уверовал в Него как в Сына Божия и написал письмо с просьбой прийти и исцелить его.

С письмом в Палестину он послал своего живописца Ананию, поручив ему написать изображение Божественного Учителя, если Он не сможет приехать.

По прибытии в Палестину, Анания увидел Сына Божия, окруженного большим количеством народа, но подойти к нему не было никакой возможности. Поэтому художник встал в отдалении на высокий камень и попытался написать портрет Христа, но у него ничего не получалось.

Иисус заметил живописца и назвав его по имени, подозвал к себе и передал письмо для Авгаря. Спаситель обещал правителю сирийского города прислать в скором времени своего ученика с тем, чтобы тот исцелил больного и наставил в истинной вере.

Затем Иисус попросил людей принести воду и полотенце (убрус), умыл лицо и отер его убрусом, на котором проявился Его Божественный Лик. Убрус и письмо Спасителя Анания принес в Едессу — с благоговением принял Авгарь святыню и получил исцеление.

До прихода обещанного Господом ученика на его лице оставалась лишь малая часть следов страшной болезни. Им был апостол от 70-ти Святой Фаддей, который проповедал Евангелие и крестил уверовавшего Авгаря и всех жителей Едессы.

Образ стал очень почитаем в Едессе. Плат был прибит на доску и помещен над городскими вратами — жители города считали его великой святыней.

В 630 году Едессой овладели арабы, но они не препятствовали поклонению Нерукотворному Образу, слава о котором распространилась по всему Востоку.

Нерукотворный образ стал главной святыней города Едессы, пробыв в нем до 944 года — император Константин Багрянородный (912-959) выкупил Образ у эмира, правителя города и перенес его в Константинополь, тогдашнюю столицу православия. С тех пор это событие отмечается православными христианами всего мира.

Однако во времена крестовых походов Образ был безвозвратно утерян, и сегодня мы имеем возможность прикладываться к копиям этого изображения в православных храмах.

Традиции и обычаи

В этот день по традиции заканчивали уборку хлебов и пекли первый каравай из муки нового урожая. Хлеб освящали в церкви и затем ели всей семьей, поэтому Третий Спас называли еще и Хлебным.

В старину ходили такие пословицы: "Третий Спас — хлеба припас", "Коль хорош Третий Спас, будет зимой квас".

Обряд хранить остатки первого каравая, завернутые в холщовую тряпочку за иконой, сохранился в некоторых селах до наших дней. Люди считали, что таким образом приманивали в дом благополучие и оберегали семейство от голода.

Во многих городах и селах на Хлебный или Ореховый Спас устраивали ярмарки — считалось, что торговля в этот день будет особенно благоприятной.

На ярмарках можно было встретить изобилие различных тканей, за которыми охотно приходили селяне, так как в народе бытовало мнение, что в этот день нужно что-то приобрести из тканей.

Хлебный (Ореховый) Спас не принято было отмечать каким-то особым образом, так как в это время страда была в разгаре, и людям было не до развлечений. Они утром посещали церковь, святили орехи, хлеб, зерна и отправлялись готовить ниву к озимым посевам.

Тем не менее, кое-какие праздничные обычаи все же соблюдались — пекли хлеб для малоимущих, угощали орехами родных и прохожих, на ужин подавались пироги с орехами и другими дарами уходящего лета.

Праздничный стол должен был быть богатым и разнообразным —Успенский пост завершался в преддверии праздника, поэтому можно было подавать рыбные и мясные блюда. По традиции, нужно было попробовать все кушанья, для того чтобы следующий год был радостным и тучным.

В этот день было принято дарить символичные подарки родственникам, друзьям и коллегам — орехи, булочки, испеченные своими руками, или холщовые полотенца, так как изделия из ткани тоже имеют непосредственное отношение к этому празднику.

Новости

3 февраля состоялась встреча благочинного II округа Янтиковского района протоиерея Александра (Ермолаева) с благочинным IV округа Яльчикского района протоиереем Александром (Сенькиным) настоятелем храма св. блг. Александра (Невского). Во время встречи прошло обсуждение текущих рабочих вопросов.

Икона дня


Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет