4 ноября - Казанской иконы Божией Матери

286-11ПУСТЬ НИКОГДА БОЛЬШЕ СМУТА НЕ ПРИДЕТ НА НАШУ ЗЕМЛЮ!
Беседа с Екатериной Ильиничной Щулепниковой, кандидатом исторических наук, доцентом Московского городского педагогического университета


– Для Православных христиан 4 ноября – день Казанской иконы Божией Матери

(еще в 1649 году указом царя Алексея Михайловича этот день был объявлен государственным праздником) – с 2005 года отмечается как "День народного единства". Что бы Вы могли сказать об этом светском празднике, "совпавшем" с церковным?

– "Совпадение" здесь, действительно может быть только в кавычках. За десятилетия вынужденного атеизма и годы "духовного плюрализма" мы привыкли четко различать: вот это "светское", а это "церковное". Но ведь так думать неправильно. Нельзя отрицать, что Православие – государствообразующая и культурообразующая религия России. Нет без Православия у нас истории. Вне религиозного контекста мы не поймем всю глубину и трагизм событий Смутного времени. Необходимо помнить, что еще до окончательного формирования ополчения, гонец от нижегородцев побывал в Москве у патриарха Гермогена. Семибоярщина и польские оккупанты низложили главу Церкви. И все-таки гонец сумел доставить в Нижний Новгород грамоту от патриарха. Старый человек, умирающий в застенке от голода воодушевил народ на борьбу с иноземными захватчиками, призвал "дерзать на кровь", собирать поход на Москву и "освободить ее от польских людей". Подвиг священномученика сделал возможным спасение страны. Мог ли Кузьма Минин в своей знаменитой речи отделить Московское государство, которому призвал помочь от православной веры, за которую призвал постоять? – Конечно, нет. Мог ли князь Пожарский, чьи ополченцы штурмовали Китай-город в день празднования Казанской иконы Божией Матери, представить победу без Ее заступничества? – Конечно, нет. Так что, праздник одновременно получился и церковный, и светский. Как никакой другой день, он – напоминает нам о великой созидающей и объединяющей роли Православной Церкви в истории нашей страны. То, что 4 ноября объявлено выходным днем дает православным верующим прекрасную возможность посетить храмы, помолиться и вспомнить предков, сражавшихся за свою Родину и Веру.

– 4 ноября мы будем отмечать День народного единства, хотя многие Центральные СМИ (в том числе "Церковный Вестник" и "Радонеж") почему-то именуют сей праздник "День национального единства". Выходит, даже в этом вопросе в нашем народе нет единства и согласия….
Как, по Вашему мнению, все-таки правильно называть данный праздник?

– О терминах, как известно, не спорят, а договариваются. Слова "нация", "национальность", "национальный" многозначны и непросты для понимания. Поэтому название "День народного единства" мне кажется более подходящим. Хотя, возможно, лучше было бы назвать праздник днем не народного, не национального, а гражданского согласия. Этот современный термин был бы более понятен сегодняшним россиянам.

– Позвольте процитировать одно издание: "В сентябре 2004 года Межрелигиозный совет России, состоящий из лидеров традиционных конфессий страны (православия, ислама, иудаизма и буддизма), выступил с инициативой придать 4-му ноября статус государственного праздника и объявить этот день "Днем национального единства". Как должно выражаться "национальное единство" между православным, мусульманином, иудеем и буддистом?

– Именно поэтому термин "национальное единство" меня смущает. Мне кажется, правильнее говорить о единстве народном и гражданском в нашем многонациональном Отечестве. Единство между православным, мусульманином, иудеем и буддистом может быть выражено в любви к своей стране, и стремлении ее сберечь. Любой нормальный человек, какого бы он не был вероисповедания, не может хотеть развала России. Каждый житель России должен помнить день, когда его страна была спасена от иноземного гнета и разорения. Все вышесказанное относится только к традиционным для России конфессиям. Разного рода тоталитарные секты и оккультные учения, подобно самозванцам XVII столетия наносят стране непоправимый вред. С ними никакого единства быть в принципе не может.

– Ополчение Минина и Пожарского – это единственный пример в Отечественной истории, когда судьбу страны решил сам народ, без участия власти как таковой… А в чем уникальность этого ополчения с духовной точки зрения?

– Для того чтобы ответить на этот вопрос, нужно вспомнить, что послужило причинами грозных потрясений, пережитых Россией 400 лет назад. Разумеется, свою роль сыграли и династический кризис, и захватнические планы соседней Речи Посполитой. Но едва ли не главной предпосылкой Смуты стали тяжелые социальные противоречия. Происходило закрепощение крестьян, фактически было отменено старинное "правило Юрьева дня". Это создало базу для недовольства народных масс. Накопившаяся ненависть принесла страшные плоды. Пришла в движение казачья вольница. Дворяне стремились возвратить себе беглых крестьян. Борис Годунов расправился с боярской оппозицией. Как только трон под Годуновым зашатался, и началась самозванщина, боярские группировки занялись интригами и борьбой за власть. Все были против всех. Недаром Н.М. Карамзин называл Смуту "развратом всех сфер общества". Боярский царь Василий Шуйский "аки бес" вскочивший на царство, справиться с ситуацией не смог. Когда Семибоярщина позвала на русский престол королевича Владислава, когда Москву оккупировал польский гарнизон, а Север страны захватили шведы, Россия оказалась под угрозой потери национальной независимости. Но не было единства среди русских людей. Напротив, социальный взрыв достиг своего апогея. Вспомним печальную судьбу Первого ополчения, сформированного в Рязани в начале 1611 года. Ополчение смогло подойти к Москве, где вспыхнуло восстание против Семибоярщины и поляков. Казавшаяся близкой, победа не состоялась из-за конфликта между казаками и дворянами. Лидер ополчения талантливый организатор Прокопий Ляпунов был вызван на казачий круг и убит. Ополчение распалось. Московское восстание было подавлено. Чудом, иначе не скажешь, был спасен тяжело раненый Дмитрий Пожарский. Духовная уникальность Второго ополчения состоит, конечно, не в разрешении социальных противоречий. Посадский староста Минин и князь Пожарский, люди из разных слоев общества, такой цели не ставили. События конца 1611-1613 годов уникальны тем, что духовное единство народа было поставлено выше классовых, социальных и клановых интересов. И казаки, и дворяне, и крестьяне, и посадские люди – все ощутили себя единым народом, сражающимся за единую страну и истинную веру. Очень показателен эпизод, произошедший во время уличных боев в Москве 24 августа 1612 года. Задачей ополченцев было не дать посланному королем Сигизмундом III, гетману Ходкевичу соединиться с польским гарнизоном, находившимся в Кремле. Казаки атаковали укрепление на улице Ордынка, а дворянская конница не успела поддержать атаку. И вновь назревал конфликт, угрожавший распадом ополчения. Казаки отказывались сражаться за дворян. Положение спас келарь Троице-Сергиевой лавры Авраамий Палицын. Он обратился к казакам с пламенной речью. "Неужто же, братья, милая, вы погубите теперь все дело" – сказал Авраамий. Горячее слово монаха воодушевило казаков. Были забыты старые распри и обиды. Слаженные действия конницы и пехотинцев позволили выиграть тяжелый бой. Ходкевич был отброшен от Москвы. В памятный нами день 22 октября (4 ноября) 1612 года именно казаки начали штурм и заняли Китай-город. И еще: руководители и участники ополчения подали пример бескорыстного служения Отечеству. В последние годы СМИ насаждали у нас абсолютный эгоизм и безнравственность. Сколько раз с экрана телевизора и со страниц различных изданий навязчиво звучало: "Будь успешным!", "Бери от жизни все", "Делай карьеру". Подобная идеология разлагает и губит народ. По меркам своего времени состоятельный торговец Минин был весьма успешным человеком. Но, обращаясь к жителям Нижнего Новгорода, он сказал: "Да не только имущества не пожалеем продать, а дворы свои, и жен, и детей заложим". Минин и сам отдал почти все, что имел "на строение ратных людей". После победы народные герои получили весьма скромные должности. Минин стал думным воеводой, Пожарский был отправлен воеводой в Можайск. Но они не думали о карьере и не искали для себя выгоды.

– Давайте обобщим всё Вами сказанное: в чем должно заключаться истинное единство нации и какими средствами оно достигается?

– Истинное единство нации это, прежде всего, духовное единство. А достичь его можно только полным отказом от личного и социального эгоизма, от мысли, что "своя рубашка ближе к телу".

– О чем бы Вы еще хотели сказать по данной теме, что не прозвучало в предлагаемых вопросах?

Предстоящий праздник напоминает нам о великой исторической дате – дне освобождения Москвы от польских интервентов. Историческое знание выполняет в обществе много функций. Думается, главная из них – воспитательная. Воспитательную функцию выделял еще "отец истории" Геродот. Подвиг Второго ополчения – один из самых ярких в нашей истории уроков нравственности и патриотизма. Говоря, о народном единстве, мы должны помнить, что бывает, когда этого единства нет. Смута принесла нам неисчислимые бедствия. Около половины населения России погибло. Экономика была отброшена на столетие назад. Россия понесла колоссальные территориальные потери. И все же страна была спасена, благодаря мужеству и самоотверженности русских людей всех чинов и сословий. Поздравляю все с праздником, желаю духовного единства, мира и согласия. Пусть никогда больше Смута не придет на нашу землю! http://rusk.ru/st.php?idar=113478