Главная Новости Новости Неделя о мытаре и фарисее.

Неделя о мытаре и фарисее.

83195373_muytar_i_fariseyС недели о мытаре и фарисее (в 2016 году - с 21 февраля) Святая Церковь начинает подготовку верующих к Великому посту.

Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу: два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаза на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! Будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится (Лк. 18, 9-14).

"Почему наше нравственное чувство возмущается от молитвы фарисея? Ведь он рассказывал Богу о своих добрых делах и благодарил Его, понимая, что он таков по милости Божией, а не сам собой. Но мы живем уже в конце христианской эпохи и знаем, что так беззастенчиво, безобразно, нахально хвалиться отвратительно.

Когда человек только начинает ходить в храм, он никак не может избавиться от своего фарисейства. Ему все время кажется, что он что-то из себя представляет, что он делает что-то хорошее. Часто многие даже на исповеди перечисляют свои мнимые достоинства, забывая, что Господь ждет о них покаяния, ждет слез. Господь хочет нашего исправления, а мы начинаем хвалиться своими добродетелями и каяться вгрехах своих ближних: вот у меня такой зять, такая дочь. Это не значит, что человек не делает ничего хорошего, - делает, и это очень нужно и правильно. Но Бог ждет от человека не только жизни чистой и праведной, Он хочет, чтобы человек стал святым. А святость и праведность - понятия не тождественные. Праведность есть необходимое, но совсем не достаточное условие для того, чтобы стать святым. Праведники встречаются и среди католиков. и среди баптистов, праведники есть среди мусульман, они даже, страшно сказать, есть серди буддистов - люди, живущие праведной, чистой жизнью. Но нет среди них святости. Святость - это приобщение к Святому Духу, а оно дается не одной только праведностью. Чего же не хватает? Не хватает того, что было у мытаря, - покаяния и смирения. Бог благодать Свою, Своего Святого Духа дает только смиренному сердцем. Если нет смирения, то никакой святости быть не может, потому что Сам Дух Святой смирен и Он может приблизиться только к тому, кто Ему сродни.

Поэтому мытарь оказался Ему сродни более, чем фарисей. За его смирение, несмотря на все совершенные им грехи, Господь смог к мытарю приблизиться. А фарисей так и остался в своей мнимой праведности - мнимой, потому что в ней нет никакого толку, как нет никакого толку в праведности буддиста. Праведная жизнь - вещь очень хорошая как предпосылка к спасению, но она не есть спасение. Каждый человек - грешный, и он нуждается в том, чтобы Господь его очистил. А очистить Господь может только благодатью, благодать же может даться только смиренному сердцу. "Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит", а, наоборот возвысит е небесам." Протоиерей Димитрий Смирнов.