Главная Новости Новости Хронология страстной седмицы

Хронология страстной седмицы

Cтрастна́я cедмица (неделя) — последняя седмица Великого поста, предшествующая Пасхе и следующая за Неделей ваий, или Цветоносной (шестое воскресенье Великого поста), во время которой вспоминаются последние события земной жизни Спасителя — Его пребывание с апостолами в Иерусалиме накануне праздника Пасхи, предательство одним из учеников, Тайная вечеря, предание на суд, страдания и распятие, погребение.

 

Хронология Страстной недели

Все дни Страстной седмицы носят название «Великих» — Великий Понедельник, Великий Вторник и так далее. Также они употребляются с эпитетом «Страстной».

Великий Понедельник

В этот день Церковью вспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф, проданный братьями в Египет, как один из прообразов страдающего Иисуса Христа, принявшего смерть от рук единоплеменников, а также евангельское повествование о проклятии Иисусом бесплодной смоковницы, символизирующей душу, не приносящую духовных плодов — истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел.

Великий Вторник

События Великого Вторника говорят нам об обличении Христом фарисеев и книжников, а также знакомят с притчами, произнесенными Им в иерусалимском храме: о подати кесарю, о воскресении мертвых, о Страшном суде, о десяти девах и талантах.

Великая Среда

В Великую Среду христиане со скорбью вспоминают о предательстве Иудой Искариотом своего Учителя и о 30 сребрениках. Также вспоминается грешница, которая, омыв слезами и помазав драгоценным миром ноги Христа, подготовила Его таким образом к погребению.

Великий Четверг

В этот день вспоминаются Тайная вечеря и установление Господом Иисусом Христом Таинства Евхаристии.

Великая Пятница

Пятница Страстной недели, которая посвящена воспоминанию крестной смерти Иисуса Христа, снятию с Креста Его тела и погребения.

Великая Суббота

Посвящена воспоминанию о пребывании Иисуса Христа во гробе и сошествии Его в ад для избавления душ умерших из власти небытия, смерти. Также этот день является приготовлением к Пасхе — Воскресению Христа, которое празднуется в ночь с субботы на воскресенье.

Богослужения Страстной седмицы

В традиции Православной Церкви в первые три дня Страстной седмицы совершается Литургия Преждеосвященных Даров, в Великий Четверг и Великую Субботу — Литургия Василия Великого, в Великую Пятницу Божественная литургия не совершается. В первые три дня Страстной седмицы устав предписывает прочитывать всю Псалтирь, кроме 17-й кафизмы, читаемой на утрени Великой Субботы.

1. Великий Четверг

В Великий Четверг совершается Литургия Василия Великого, которая вдвойне связана с Тайной вечерей (вообще, как всякая Литургия, и, в частности, как совершаемая в день ежегодного воспоминания об этом событии). Литургия в этот день совершается в соединении с вечерней. «Полные» (то есть с евхаристическим каноном) литургии совершаются, таким образом, только в Великий Четверг, Великую Субботу и навечерия (сочельники) Рождества Христова и Богоявления), в связи с чем древние уставы даже разрешали приступать к Евхаристии не натощак.

Поскольку Литургия сама по себе вводит участников в основную богослужебную тему дня — Тайную вечерю, стихиры на «Господи, воззвах» посвящены второй, не менее важной, теме — предательству Иуды. Самой известной является последняя (входная) стихира, проводящая параллель между Иудой, одним из двенадцати учеников Христа, добровольно отказавшимся от апостольства, и неблагодарными израильтянами, роптавшими на Бога во время путешествия по пустыне. Авторы пытаются проникнуть в помраченную душу предателя, чтобы выяснить, где причина его отступничества, и напомнить нам о страшном пути всякого предающего правду Божию.

В качестве ответа на вопросы «Как избежать падения?», «Как остаться верным Богу и всегда быть со Христом?» после Божественной литургии совершается обряд умовения ног, напоминающий о том, что Христос на Тайной вечери умыл ноги апостолам. Этот богослужебный чин имеет важный духовный смысл. Пример Господа учит нас служить другим, так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мф. 20: 28).

Христос выстраивает новую систему иерархии, парадоксальную по своей сути, но простую и естественную для всякого ищущего Царства Божия и правды его (см.: Мф. 6: 33). …Князья народов господствуют над ними, — говорит Он своим ученикам, а значит, всем христианам, — и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом (Мф. 20: 25–27). На практике обряд умовения ног совершается только в кафедральных соборах (его совершает архиерей, который омывает ноги 12 священникам) и в некоторых монастырях.

Предстоятели поместных православных церквей освящают в этот день свежесваренное миро — особо сложно приготовленное из множества ароматических компонентов масло, которое используется в Таинстве Миропомазания для знамения на верных «печати дара Духа Святаго» — той благодати Божией, которая укрепляет христианина на всем его жизненном пути. В Русской Церкви, например, этот обряд совершается Патриархом Московским и всея Руси, и миро потом распределяется по епархиям и приходам. Освящение мира в этот день связано также с тем обстоятельством, что в древности Крещение оглашенных (готовящихся к Таинству) совершалось в Великую Субботу, чтобы праздник Пасхи они встретили уже христианами, в евхаристическом единстве с остальными членами Церкви.

2. Евангелия Страстей Христовых

«12 Евангелий Святых Страстей Христовых» — православное богослужебное чтение утрени Великой Пятницы (в приходской практике совершается вечером в Великий Четверг). Состоит в последовательном чтении двенадцати отрывков из всех четырех Евангелий, подробно повествующих о последних часах земной жизни Спасителя, начиная с его прощальной беседы с учениками после Тайной Вечери и кончая его погребением во гробе Иосифа Аримафейского.

Чтению, совершаемому перед крестом, предшествует полное каждение храма (малым каждением сопровождается каждое чтение, кроме двенадцатого — перед ним вновь совершается полное каждение). Священнослужители и прихожане стоят в это время с зажженными свечами, изображая тем самым, что слава и величие не покидали Спасителя и во время крестных страданий, а также уподобляясь мудрым девам, вышедшим со светильниками навстречу Жениху. После утрени по благочестивому обычаю многие верующие, не гася эти свечи, приносят их домой.

Согласно письменным памятникам IV века («Паломничество Эгерии» и «Огласительные слова святителя Кирилла Иерусалимского») богослужение в Иерусалиме совершалось в течение всей ночи с четверга на пятницу. Процессия верующих во главе с епископом последовательно обходила все места, связанные с арестом, судом, крестной смертью и погребением Христа, и на каждом из этих мест читался соответствующий отрывок из Евангелий. Это богослужение оказало влияние на формирование современного последования утрени.

Порядок чтения Двенадцати Евангелий таков:

1) (Ин. 13: 31 — 18: 1) — прощальная беседа Иисуса с учениками (Ин. 13–16) и первосвященническая молитва (Ин. 17);

2) (Ин. 18:1 — 28) — арест Иисуса в Гефсиманском саду, суд первосвященника Анны, троекратное отречение Петра (в изложении апостола Иоанна Богослова);

3) (Мф. 26: 57–75) — суд первосвященника Каиафы, троекратное отречение Петра (в изложении апостола Матфея);

4) (Ин. 18: 28 — 19: 16) — тайная беседа Иисуса с Пилатом, суд Пилата (в изложении апостола Иоанна Богослова);

5) (Мф. 27: 3 — 32) — самоубийство Иуды, суд Пилата (в изложении апостола Матфея), Иисус в претории, крестный путь Иисуса (в изложении апостола Матфея);

6) (Мк. 15: 16–32) — Иисус в претории, крестный путь Иисуса (в изложении апостола Марка), распятие Иисуса, насмешки над Ним;

7) (Мф. 27; 33–54) — распятие Иисуса, насмешки над Ним, крестная смерть и сопровождающие ее знамения;

8) (Лк. 23: 32–49) — молитва распинаемого Христа, исповедание благоразумного разбойника;

9) (Ин. 19: 25–37) — Богородица и апостол Иоанн Богослов у Креста, крестная смерть, прободение копьем;

10) (Мк. 15: 43–47) — Иосиф Аримафейский у Пилата, погребение Христа (в изложении апостола Марка);

11) (Ин. 19: 38–42) — погребение Христа (в изложении апостола Иоанна Богослова);

12) (Мф. 27: 62–66) — установление стражи у Гроба.

В промежутках между Евангелиями поются стихиры и антифоны, напоминающие о неблагодарности и сребролюбии Иуды и еврейского народа, осудившего Иисуса Христа на смерть. Гимнография службы «Двенадцати Евангелий» является одним из главных достижений византийской поэзии и помимо обычных форм (тропари, кондаки, икосы, стихиры) включает пятнадцать антифонов (единственный случай в году) и «Блаженны» утрени (кроме Великой Пятницы, имеются только в службе «Мариина стояния»). Современный цикл антифонов сложился в X–XII веке, хотя многие антифоны содержат прямые заимствования и параллели из книги «О Пасхе» священномученика Мелитона Сардского (III в.).

3. Великая Пятница

На вечерне Великой Пятницы совершается вынос Святой Плащаницы, изображающей погребение Христа, и поется Канон о распятии Господа и «На плач Пресвятой Богородицы». Основной их темой является ужас, противоестественность ситуации, когда Сын Божий принимает страдания и смерть от Своего же избранного народа. Одна из паремий (ветхозаветных чтений) этого богослужения напоминает нам, христианам, что лицезрение Бога, невозможное в ветхозаветные времена даже для Моисея, стало возможным благодаря снисхождению Сына Божия. Парадоксальным образом тот самый лик Божий, которого так желал видеть Моисей, был оплеван и избит иудеями — носителями и хранителями Моисеева закона. После паремий читается объединенный отрывок (1 Кор.1: 18–31 и 1: 1–2), в котором апостол Павел напоминает верующим во Христа о премудрости и силе Божией, явленных миру через крестную смерть Спасителя. Затем (уже в третий раз в течение Великой Пятницы) совершается чтение Евангелия о страстях Христовых. На вечерне это чтение, в основном, построено на Евангелии от Матфея, но с включением важных отрывков из Евангелий от Луки и Иоанна Богослова, то есть является составным. Оно полностью охватывает все события пятницы (кроме прощальной беседы с учениками и первосвященнической молитвы Спасителя).

На последней стихире вечерни открываются Царские врата, и предстоятель совершает каждение алтаря, на котором возложена Святая Плащаница — особый плат с изображением Христа, снятого с Креста. Этой стихирой в богослужение вносится новая тема — снятие со Креста и погребение Спасителя. С конца XVI века в вечерню включается, а с XVII века становится общепринятым чин изнесения (в просторечии — выноса) Святой Плащаницы из алтаря на середину храма, где она остается до пасхальной полунощницы. При пении тропаря Великой Субботы: «Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое Тело Твое, плащаницею чистою обвив, и вонями во гробе нове покрыв положи» — открываются Царские врата, и священник, совершив три земных поклона, поднимает Святую Плащаницу с престола и через северные врата выносит ее на середину храма и полагает на приготовленной «гробнице». Процессия обходит престол с правой стороны и через Горнее место направляется к северной двери. При соборном служении настоятель идет под Святой Плащаницей, неся Евангелие над главой или в руках. Если священник один, то Евангелие несет в левой руке диакон, держа в правой кадило, а если нет диакона, то кто-либо из благочестивых прихожан несет Евангелие, завернутое в ткань. Затем после троекратного каждения вокруг Святой Плащаницы священнослужители совершают поклонение ей и ее целование.

После вечерни совершается малое повечерие, на котором поется Канон о распятии Господнем и на плач Пресвятой Богородицы — песнопения, составленные в X веке Симеоном Логофетом. Затем после отпуста к поклонению и целованию Святой Плащаницы подходят прихожане. Она находится в центре храма три неполных дня, напоминая верующим трехдневное нахождение во Гробе Иисуса Христа.

4. Великая Суббота

На утрене Великой Субботы священнослужители выходят из алтаря к Святой Плащанице, лежащей на середине храма, и здесь читают «Непорочны» — псалом 118-й с особыми припевами — «похвалами». Самый протяженный (176 стихов) библейский псалом 118-й, воспевающий блаженство праведников, ходящих в законе Господнем, является в православном богослужении и заупокойным (входит в состав парастаса — заупокойной утрени, а также чина погребения (отпевания)), и воскресным. Его присутствие в утрене Великой Субботы еще раз подчеркивает связь этого дня с событиями и прошедшей Великой Пятницы (смерть и погребение Христа), и наступающего Воскресения.

«Непорочны» завершаются воскресными тропарями Иоанна Дамаскина (обычно поются на воскресных утренях) — еще одно указание на грядущее Воскресение. А после канона и великого славословия Святая Плащаница крестным ходом под пение Трисвятого обносится вокруг храма, подносится к открытым Царским вратам и возвращается на «гробницу» посреди храма. Отсутствующую утреннюю Литургию заменяет «служба чтений» перед Святой Плащаницей. Здесь последовательно прочитываются:

1) паремия (Иез. 37: 1–14) — видение Иезекииля о поле «сухих костей», которые по слову Божию соединяются жилами, покрываются кожею, а затем после схождения на них духа мертвецы оживают. И узнаете, что Я Господь, когда открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших, и вложу в вас дух Мой, и оживете, и помещу вас на земле вашей, и узнаете, что Я, Господь, сказал это — и сделал, говорит Господь (Иез. 37: 13–14). Это видение Иезекииля представляется пророчеством как о воскресении мертвых, так и о схождении Духа Святого (поэтому читается также в Пятидесятницу);

2) составное чтение из апостола (1 Кор. 5: 6–8 и Гал. 3: 13–14) о плодах смерти Спасителя;

3) Евангелие (Мф. 27: 62–66 — первосвященники опечатывают Гроб Господень и приставляют к нему стражу.

Так как Великая Суббота является важным постным днем, Литургия в этот день, как и в Великий Четверг, совершается после вечерни. «Паломничество Эгерии», важнейший письменный памятник IV века, свидетельствует, что Литургия Великой Субботы и пасхальная Литургия совершались без перерыва, одна за другой, но в разных частях храма Гроба Господня. В современной практике время совершения Литургии Великой Субботы перенесено на утро, но уставное требование совершать Литургию после вечерни сохранено.

На вечерне после входа с Евангелием и «Свете тихий» читаются пятнадцать паремий — ветхозаветных пророчеств о страстях, смерти, воскресении Спасителя и о грядущей славе Новозаветной Церкви. Такое большое количество паремий, читающихся на вечерне Великой Субботы, напоминает о том, что именно во время этого богослужения в Константинопольской и Иерусалимской церквах совершалось Крещение оглашенных. О двенадцати паремиях, читавшихся в храме Гроба Господня, упоминается уже в «Паломничестве Эгерии» (IV в.), в Типиконе Великой церкви (IX–X вв.) указывается уже пятнадцать паремий (обязательно читались первые семь и пятнадцатая — из Даниила, остальные — в случае большого количества новокрещеных). Вновь крещеные во главе с епископом шествовали от купели в храм под пение «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» (Гал. 3: 27) — этот гимн, напоминающий о древней практике Крещения, заменяет в Великую Субботу обычное литургическое Трисвятое. Новокрещеным же предлагалось апостольское чтение (см.: Рим. 6: 3–11), сохранившееся в современной Литургии Великой Субботы и напоминающее, что крестившиеся во Христа Иисуса в смерть Его крестились умерли для греха и живы в Боге.

Этим чтением апостола завершается погребальный день субботы и начинается предпразднство Светлого Воскресения. В предчувствии Воскресения аллилуиарий перед Евангелием (Аллилуйа со стихами из Псалтири) заменен в Великую Субботу (единственный раз в году) на пение 81-го псалма: Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех (Пс. 81); во время этого пения священнослужители сменяют великопостные темные одеяния на белые. Евангельским чтением Великой Субботы является заключительная, 28-я, глава Евангелия от Матфея, повествующая о Воскресении Христовом и читаемая в полном объеме только в этот день (в другие дни читается только ее завершение (Мф. 28: 16–20).

Поскольку после окончания субботней Литургии молящиеся не расходились, а ожидали пасхальной утрени, совершалось благословение хлебов (наподобие обычной воскресной вечерни, но без вина и елея), которые раздавались верным для подкрепления. Временной промежуток между вечерней Великой Субботы и пасхальной утреней заполнялся великим чтением — чтением Деяний святых апостолов. В современной практике благословение хлебов и вина происходит сразу по окончании Литургии святителя Василия Великого, то есть в первой половине субботнего дня, а чтение Деяний — вечером.

В течение Великой Субботы в храмах обычно происходит освящение пасхальной пищи — яиц, куличей, творожных пасх (хотя согласно букве Устава оно должно совершаться после пасхальной Литургии). Незадолго до полуночи во всех храмах служится полунощница, на которой Святую Плащаницу уносят в алтарь и полагают на престол. Пасхальную утреню, торжественное богослужение, посвященное воскресению Христа, обычно начинают в полночь.

Духовное содержание Страстной седмицы

Накануне Страстной седмицы заканчивается Великий пост и начинается совершенно особый период пути к встрече праздника Светлого Христова Воскресения. Можно сказать, что все человеческое существование вписывается в парадигму Великого поста. Всю жизнь мы стремимся к тому, чтобы найти Бога. Наша жизнь течет, как писал преподобный Ефрем Сирин, чтобы собраться за порогом смерти в Его Царстве для вечной жизни с Ним. Но на нашем пути встречается преграда, которую создает сам человек. Именно грех отделяет нас от Творца, отдаляет нас от нашей цели.

Святая Четыредесятница является временем внутреннего самоанализа — диагностированием наших духовных недугов, болезни воли, как святоотеческая мысль называет грех, временем скорби и плача о своем духовной несовершенстве. Дни Страстной седмицы напоминают нам о последних днях земной жизни Христа, призывают сопереживать Господу, Который пришел в этот мир, чтобы, по словам святителя Афанасия Великого, умереть за нас.

Наше сокрушение должно несколько поменять направленность, мы должны по-новому взглянуть на наше безобразие именно в свете страданий и смерти Христа. Ведь именно грех праотцев возводит Его на Крест. Именно Крест стал ответом Любящего Бога на падение наших прародителей, а значит, и на наше отпадение от Бога, которое мы совершаем всякий раз, когда согрешаем, реализуя в себе духовное наследие сынов Адама. Но Господь творит все новое (ср.: Откр. 21: 5), исцеляя человеческую природу от греха. Он устанавливает Своим Воскресением новую точку отсчета в духовной истории человечества.

Однако Господь проходит не только через физические страдания и смерть. В Гефсиманском молении Он преодолевает ужас одиночества. Ведь не только те, кто с ликованием встречал Христа у врат Иерусалима, отказались от него и требовали распятия, но и самые близкие Ему люди, не получив ожидаемого «блага» Царства Мессии, предали. На Тайной вечере, приняв от Господа Его Тело и Кровь, Завет Любви и вступив в новые отношения с Богом, они остаются слепыми. Услышав о том, что один из них предаст Христа, они совершенно не сочувствуют Господу, продолжают когда-то вроде бы исчерпанный спор о первенстве и уже даже делят между собой место Своего Божественного Учителя. Те, кто клялся не оставить Его никогда, отрекаются от Него, опасаясь оказаться на Кресте вместе с Ним.

Мы не должны думать, что мы лучше тех, кто предал Спасителя или отрекся от Него, оставив Его одного на пороге ужасной смерти. В этих евангельских образах мы узнаем себя, отрекающихся от Бога в самых, подчас некритических ситуациях, когда смерть не угрожает нам. Человеческие слабости побуждают нас к духовному трезвению, не на словах, а на деле быть верными Христу, проживая все наши скорби и тяготы как сораспятие Спасителю, ибо, как указывают отцы Церкви, для верных учеников Христа нет других альтернатив, кроме Креста и Голгофы. При этом надо помнить слова преподобного Максима Исповедника о том, что если «кто познал немощь естества человеческого, тот получил опытное познание и Божией силы помогающей». Так, желая быть со Христом не только в Его Воскресении, но и в Его Страданиях и Смерти, мы вдруг обнаружим, что Он вместе с нами на нашем кресте, он укрепляет нас в наших страданиях и полагает, говоря словами святителя Григория Нисского, путь в невозможное — путь к преодолению скорби. Таким образом, Страстная седмица не просто готовит нас к ежегодному переживанию пасхальной радости, но указывает нам цели нашей жизни, к чему нам должно стремиться и чего избегать, если ищем в ней Бога и хотим быть Его верными учениками, быть христианами по-настоящему.

Новости

12 сентября в день перенесения мощей Благоверного князя Александра Невского в нашем храме состоялась Божественная литургия

Александр-князь, наш Державный стяг!
Ты сродни набатному звону!
Отлетал от тебя пораженный враг: 
Ты - орел, а он как ворона. 

Александр-князь, наш архистратиг! 
Ты глядел сквозь века далёко, 
Ты Святую Русь до глубин постиг 
И берег ее пуще ока. 

Александр-князь...было ль отродясь: 
Кривда смяла престол твой княжий?! 
Как изба худая, перекосясь, 
Стала Русь, где всё для продажи. 

Александр-князь!...там, где бог - деньга, 
Где измены корни глубоки, 
Мы зовем тебя: порази врага, 
Что сосет из народа соки. 

Александр-князь, в бой благословясь! 
Мы с тобой преклоним колена: 
Защити народ, Православный князь, 
Молим, вызволи Русь из плена! 

Правосудья Небесного ипостась - 
Твой разящий меч, Александр-князь. 

30.05.10 (из книги "Каждение")

После литургии настоятеля храма поздравили с днем Ангела прихожане и ученики Воскресной школы.

Икона дня


Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет